Продолжение
КОЛИЗЕЙ
Рассчитан на 50000 зрителей. На его арене могло уместиться 4 авиалайнера.
Самый крупный из римских амфитеатров. Если построить больше, то зрители не смогли бы рассмотреть происходящее. У них ведь не было театральных биноклей.90 000 тонн известняка и почти 3000 тонн железа, чтобы скрепить его. Часть конструкций сооружения (в значительной степени сложенного из камня), создана из современного на тот момент вида бетона. Изобретение бетона - не римская новация- его идею они, как и многие другие технические достижения, позаимствовали у этрусков. Этруски придумали известковый раствор, смешивая известь воду, песок, и мелкие камушки. Возведенные из такого материала дома не отличались долговечностью и со временем разрушались. Римские ученые нашли компонент, который закреплял бетон - им оказалась пуццолана - вулканический пепел со склонов Везувия в Южной Италии. Являясь смесью кварца, алюминия и железной руды, пуццолана представляет собой аморфный (не структурированный) кварц, атомы которого не связаны друг с другом. Атомы песка, также состоящие из кварца, крепко связаны в кристаллической решетке и не позволяют ему вступать в реакцию с другими химическими элементами, в то время как слабо связанные между собой молекулы пуццоланы легче вступают в реакцию с составными частями бетона. Это чудо римской техники- настолько универсальная смесь, что застывает даже под водой. Именно этот состав римляне назвали Цементум, откуда и происходит всем нам привычное слово- цемент. Добавление в эту смесь камней (правильно Вы догадались!) позволяло получить крепкий, долговечный, водостойкий гидротехнический бетон. Сделанный с применением вулканического песка состав был в 8-10 раз прочнее, чем ранее применяемые растворы. Колизей покоится на 12 метровом основании из такого инновационного по тем временам бетона.
Сложная система радиальных концентрических коридоров с цилиндрическими сводами поддерживает широкое пространство сидений. Арки- ключевой элемент римской архитектуры. Его секрет в том, каким образом арки сдерживают вертикальную нагрузку с помощью того, что инженеры называют осевым сжатием. Нагрузка распределяется горизонтально по аркам. Вес приходится на замковый камень, через который нагрузка передается по арке и отводится через колонны. Система входов и выходов была настолько эффективной, что все жители могли покинуть Колизей за 5 минут (есть чему поучиться, не правда ли?). ...
...В этом кратком обзоре я прикоснулся к малой толике бесконечного мира строительных и архитектурных шедевров, доставшихся нам в награду из прошедших времен только лишь для того, чтобы на этих отдельных примерах показать всю привлекательность нашей профессии, ее несомненную нужность, ее миссию в истории Цивилизации, многовековую нетленность непреходящих ценностей, украшающих нашу планету. Представьте себе на одно мгновение наши города без украсивших их бриллиантов гениальных строений- дворцов, фонтанов, храмов, домов, завещанных нам создавшими их гениями, из глубины веков словно передавшими свой воплощенный в камне привет. И не совестно ли нам, вооруженным современными машинами и механизмами, компьютерами, начиненными умными программами для расчетов всего, что может прийти на ум, строить мосты, начинающие разваливаться через десять лет, дороги, не выдерживающие и года эксплуатации другие строительные объекты, которые не доживут не только до следующего века, но исчезнут с лица земли еще при нашей жизни.
Я бы каждого выпускника строительных вузов заставлял давать точно такую же клятву, какую дают врачи, обязуясь качественно лечить больных,
Перед мысленным взором каждого, кто посвятил себя делу строительства, назидающим примером должен стоять прославленный в веках Пантеон с его огромным безарматурным, наполненным воздушными пузырями амфор, куполом, через круглое отверстие которого вот уже почти две тысячи лет струится чистая лазурь голубого неба Вечного Города.
Начальник производственного отдела
Келлер Леонид Яковлевич (с)