Статьи

Пантеон

Продолжение

 

ПАНТЕОН

Инженерный талант  Рима превзошел сам себя в своем коронном  творении- Пантеоне. Есть авторитетное экспертное мнение, что это одно из самых важных строений в мире. Римляне  довели свое умение изготавливать сооружения в  бетоне до такого уровня, который мы не можем превзойти и по сей день. Этот храм Богов, в котором уже никто не молится, был построен в 118  году. Опирающийся на шестиметровой толщины массивные стены этот бетонный купол, диаметром 43 метра выполнен из того самого знаменитого римского пуццоланового бетона. Он и сегодня считается самым большим безарматурным  бетонным куполом в мире. Римляне проявили чудеса инженерной мысли и смекалки, выполняя задачу построения такого огромного  бетонного шатра. Они, стараясь уменьшить давление последующего  яруса бетона на предыдущий изменяли состав каменного наполнителя: самые нижние опорные  части купола содержат в своем теле тяжелые базальтовые камни, а самые верхние - легкие (не тонущие в воде) куски вулканического камня  Пензы. А отверстие в куполе диаметром  9 метров позволяло избежать излишней нагрузки  на купол и одновременно играло роль светового фонаря. Столь же большой купол был построен только через 1300 лет - Суомо во Флоренции. Дизайн Пантеона до сих пор оказывает влияние на архитектуру во всех уголках земли. Об этом здании можно говорить бесконечно, но мне хотелось обратить Ваше внимание именно на  те особенности, которые поразили и поражают  меня лично.

Здание  представляет собой ротонду, перекрытую огромным полусферическим кессонированным куполом (диаметром свыше 43 м), имеющим в центре отверстие (диаметром около 9 м), через которое освещается интерьер; купол выполнен из бетона, прослоённого кирпичами; стена, поддерживающая купол, внутри разделена на 2 яруса, нижний из которых расчленён 7 нишами. В интерьере П. достигнуто гармоническое равновесие между высотой и диаметром сооружения. Купол, доминирующий в пространстве ротонды, расчленён кессонами и, не подавляя зрителя своей тяжестью, торжественно высится над его головой подобно небосводу. Вход в П. подчёркнут портиком из 16 гладких коринфских колонн (8 по фронту, остальные в глубине). Замечательный ясной величественностью и цельностью образа, П. оказал огромное влияние на архитектуру своего и последующего времени. В средние века П., неоднократно подвергавшийся частичным переделкам, был превращен в церковь; ныне — национальный мавзолей, где погребены выдающиеся деятели итальянского искусства (Рафаэль, Б. Перуцци).



 

На примыкающей к Пантеону площади Ротонды (Rotonda) можно видеть монолит из красного гранита высотой 6,34 м (общая высота с фонтаном и постаментом - 14,52 м) из египетского города Гелиополис, где его изготовили для фараона Рамзеса II в 8 веке до н.э. Обелиск был привезен в Рим во времена Диоклетиана и долгое время украшал храм Изиды и Серапида в Кампо Марцио (Campo Marzio). До 1373 года обелиск находился на площади Сан Макуто (piazza di San Macuto) оттуда и произошло его название "obelisco Macuteo". В 1711 году по приказу папы Клемента XI Альбани он переехал в центр чаши фонтана перед Пантеоном.

Император Адриан (117—138) был вынужден придерживаться оборонительной политики. При нем на границах империи сооружались огромные по протяженности оборонительные валы, сохранившиеся кое-где (например, в Англии) и до нашего времени. В личности Адриана проявились качества, необычные для римского императора и чрезвычайно показательные для новой эпохи. Адриан получил широкое образование, он страстно любил искусство, особенно греческое, и сам выступал в качестве архитектора. Римские традиции ему были чужды; он не любил Италию и мало жил в Риме, проводя большую часть своего правления в путешествиях по римским провинциям. Он посетил Британию, Галлию, Германию, Испанию, Африку, Малую Азию, был на островах Эгейского моря и на берегах Евфрата. Его сопровождали художники, архитекторы, инженеры, землемеры. Он восстанавливал памятники старины, закладывал новые города. Особым его вниманием пользовалась Греция; в Афинах Адриан прожил несколько лет и отстроил новую часть города.

В память о битве при мысе Акций (специально не рассказываю об этой битве, поскольку нужно очень подробно рассказывать, что такое  триумвират, как Антоний женился на Клеопатре, будучи законным мужем Юлии, дочери Октавиана Августа, соправителем которого и был его ближайший друг и сподвижник Агриппа.) , Агриппа (Агриппа Марк Випсаний (Marcus Vipsanius Agrippa) (родился около 63 — умер 12 до н. э.), римский полководец и государственный деятель, сподвижник Августа. Одержал ряд крупных побед во время борьбы Октавиана Августа за власть: в 41 в Перузинской войне, в 36 при Милах и Навлохе — во время войны с Секстом Помпеем, в 31 у м. Акций — во время войны с Антонием и Клеопатрой. В 20—19 подавил восстание испанских племён. Был ближайшим помощником Августа в государственных делах и с 21 (после вступления в брак с дочерью Августа Юлией) его соправителем. Известен своими постройками в Риме (водопровод, храм Пантеон, термы и др.) и Галлии. Автор не дошедших до нас автобиографии и географических комментариев, использованных античными авторами Страбоном и Плинием Старшим.)  выстроил в 27 г. до н. э. здание Римского Пантеона — по-гречески "храм всех богов". Во многом благодаря строительной деятельности Марка Агриппы, Октавиан Август мог похвастать: «Я принял Рим кирпичным, а оставляю — мраморным». Первоначально Пантеон имел обычную для римских храмов четырёхугольную форму и был ориентирован в другую сторону, нежели сегодня. 

В огромном пожаре 80 г. н. э. здание Пантеона сгорело. Домициан (римский император 79-80 гг..) восстановил храм, но он снова сгорел в 110 г. н. э. На месте сгоревшего храма императором Адрианом был возведён (около 125 г.) новый Пантеон, существующий до сих пор. По традиции, на фасаде нового здания была восстановлена дарственная надпись Агриппы, хотя Пантеон Агриппы не был похож на новое здание.

Латинская надпись на фронтоне гласит: M·AGRIPPA·L·F·COS·TERTIVM·FECIT – «Марк Агриппа, сын Луция, консул в третий раз, построил».

 


В Пантеоне впервые поставлена и решена новая задача — создание монументального храмового сооружения, в образной структуре которого главную роль должно играть обширное внутреннее пространство. Боковые здания, стоящие вплотную к храму, скрывают его размеры. Эффект рассчитан на то, что человек, впервые вошедший в здание и ожидающий увидеть обычный храм, будет поражен огромным внутренним пространством. Этот эффект действует даже сейчас, хотя посетители заранее знают о форме и размере Пантеона.

Композиция Пантеона состоит из трех ясно различимых частей: коринфского портика, круглой купольной ротонды, увенчанную грандиозным куполом, и прямоугольного блока, соединяющего портик и ротонду. Наружный вид храма отличается подчеркнутой простотой. Большую часть окружности ротонды составляет глухая стена: только входная сторона, отмеченная мощным портиком, как бы предвещает всю значительность архитектурного образа храмового интерьера, воспринимаемого с особенной остротой по контрасту со сдержанностью архитектурных форм наружного облика здания

Продолжение следует