Статьи

Фонтаны

Продолжение

ФОНТАНЫ

 

Может быть у кого то сразу возникнет вопрос- при  чем здесь фонтаны? Мы же должны говорить о серьезных вещах.

Да при том, что фонтан - это серьезное гидротехническое сооружение, требующее высокой квалификации. Лично занимался строительством и гидравлическими расчетами нескольких фонтанов и смею всех скептиков заверить, что дело это многотрудное, хотя и очень интересное.... И если вспомнить  тему обзора, то история строительства не может быть раскрыта без хотя бы краткого рассказа о них, о фонтанах и тех гениальных зодчих, чьи имена увековечены этими потрясающими шедеврами инженерного и художественного искусства....

Ни один город мира не насчитывает такого количество фонтанов как Рим, и ни один уважающий себя город не может представить себя без наличия в нем  фонтанов.

Первые фонтаны стали появляться на улицах во времена Древнего Рима, их насчитывалось более двух тысяч, некоторые сохранились до сих пор. Воду из фонтанов набирали в кувшины, используя для питья и домашних дел, поили животных и стирали прямо на улицах в фонтанах. 

Позже водяные резервуары стали более грандиозными с большими ваннами для стекающей каскадами воды и начали играть роль украшений улиц и площадей, создавая неповторимый Вечного Города. 

 


Фонтан Треви (Fontana di Trevi) - самый известный и популярный из римских фонтанов. 

Он был построен в 1732-62 гг. архитектором Николой Сальви в стиле классического барокко.

Фонтан возведен на маленькой площади, образованной пересечением трех улиц (отсюда и название фонтана “Trevi” – “Trejo”).

Задней стороной фонтан упирается на дворец Поли, от этого кажется более монументальным и большим. Фонтан отражает морскую тематику: доминантной является выезжающая колесница с Океаном, которую тянут тритоны и морские коньки. 

Многие считают, что история фонтана Треви ведет свое начало со времен папы Николая V. Естественно, в этом мнении есть определенная доля истины, однако нельзя не упомянуть, что водный источник, из которого и «питается» фонтан, был открыт еще в начале 19-го года до нашей эры. Именно в тот период времени у правителя Аргиппы, который, к слову, был зятем самого Октавиана Августа, возникла необходимость в обеспечении столицы Великой Римской империи чистой питьевой водой. На поиски источника живительной влаги были отправлены лучшие легионеры, однако им в течение длительного времени так и не удалось отыскать воду.

Согласно древнему преданию, когда уже отчаявшиеся воины решили возвращаться в Рим, к ним явилась таинственная дева и подвела их к источнику, который находился приблизительно в двадцати километрах от столицы империи. От этого источника до «вечного города» вода попадала и, кстати, до сих пор попадает, по построенному еще до нашей эры акведуку, названному в честь таинственной и мифической девы – Aqua Vigro. С латинского, название римского акведука можно дословно перевести на русский язык, как «Воды Девы». Этот акведук, несмотря на его языческое название, постоянно реконструировали и очищали по приказу римских пап: без воды из этого источника, который согласно поверью дарует всем людям любовь и здоровье, горожане уже не представляли свою жизнь.Во времена расцвета Римской империи даже самые маленькие акведуки было принято заканчивать фонтанами. Об этом прекрасно знали папы, которые построили по ходу этого канала сразу четыре фонтана: легендарный Треви и фонтаны на трех площадях – Пьяцца Испания, Пьяцца Навона и Пьяцца Фарнезе. Правда, фонтан Треви был построен последним, и именно он заканчивает собой акведук Aqua Vigro. Фонтан Треви в наши дни считается одной из самых посещаемых достопримечательностей столицы Италии. Он напоминает собой огромную театральную сцену, на которой бог Нептун показывает свою безграничную власть над морской стихией. Скульптуру Нептуна, который на «огромной скорости» мчится на колеснице, запряженной тритонами и морскими коньками, можно назвать центральной в этой композиции. Однако другие скульптуры также заслуживают внимания, все они являются своеобразными символами, и должны обеспечить процветание великого Рима: это статуя богини Изобилия и статуя богини Здоровья. Кстати, архитектор не забыл и о мифической деве, которая указала легионерам на источник.Вода фонтана Треви вытекает прямо из стены здания Палаццо Поли. В переводе «Палаццо» - это дворец, а «Поли» - фамилия династии, которая владеет зданием. Этот дворец, ставший частью фонтана Треви, неразрывно связан с судьбой русской княгини Зинаиды Волконской. Многие ошибочно полагают, что этот дворец был приобретен русской красавицей. На самом деле княгиня лишь снимала второй этаж дворца Поли. К слову, именно на втором этаже для Волконской знаменитый писатель Гоголь впервые прочитал легендарного «Ревизора». Зинаида Волконская до конца своих дней прожила в «вечном городе», ее гроб находится в церкви Сан-Винченцо-э-Анастасио, расположенной напротив фонтана Треви.Как было сказано выше, вода в фонтане Треви считается целебной. Кроме этого она может подарить людям счастье. Существует определенный ритуал, согласно которому человеку, подошедшему к самому красивому римскому фонтану, следует бросить в его чашу три монеты. Первая монета, брошенная в фонтан Треви, «гарантирует», что путешественник обязательно вернется в Рим, вторая - что человек в ближайшем будущем встретит свою любовь, третья – что он соединится с ней брачными узами. Необходимо помнить, что три желания сбудутся только в том случае, если монета будет брошена правой рукой через левое плечо. В правой части фонтана можно найти небольшие «трубочки влюбленных»: по поверью, если из них испить воды вместе со своей второй половинкой, узы брака будут крепкими и нерушимыми.Этот ритуал выполняет каждый, кто приходит к удивительному и волшебному источнику, однако далеко не все знают, что в 18-м и 19-м веке монеты в фонтан не бросали: чтобы обрести счастье, нужно было выпить из источника полный стакан воды. В 1991-м году из-за огромного количества монет, которые каждый день приходилось доставать из чаши «несчастным» смотрителям достопримечательности, был введен запрет на проведение ритуала, однако его вскоре отменили. В этом нет ничего удивительного: ежедневно из фонтана извлекается около 2 000 евро. Сейчас все эти деньги направляются в специальный благотворительный фонд.Благодаря своей необыкновенной красоте фонтан Треви в 2004-м году стал главным символом выборов в Европарламент. Сделано это было итальянским правительством для того, чтобы привлечь внимание максимального числа туристов к этому значимому событию в жизни Старого Света. Прямо у чаши фонтана был вывешен флаг Евросоюза, и была поставлена урна для голосования.

 

Фонтан Четырех Рек (Fontana dei Quattro Fiumi).

 


Фонтан Четырех рек работы великого Бернини (1648-1651 гг), украшенный аллегорическими фигурами Дуная, Ганга, Нила и Ла-Платы - символизирующие, соответственно, Европу, Азию, Африку и Америку, в центре фонтана египетский обелиск из цирка Максенция.

Джованни Лоренцо Бернини (Джан Лоренцо Бернини; итал. Giovanni Lorenzo Bernini; 7 декабря 1598, Неаполь — 28 ноября 1680, Рим) — великий итальянский архитектор и скульптор, крупнейший представитель римского и всего итальянского барокко, ученик своего отца Пьетро Бернини. Его творчество может служить эталоном эстетики барокко: для него характерны «повышенная эмоциональность, театральность, активное противоборство пространства и массы, сочетание религиозной аффектации с подчёркнутой чувственностью» (БСЭ). Среди его произведений колоннада на площади Святого Петра, церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале, палаццо Монтечиторио[1].

Бернини переехал в Рим в 1605 году. Ему было 8 лет, когда он сделал набросок головы Святого Петра. Рисунок был настолько идеален, что публика назвала мальчика «вторым Микеланджело». В 16 лет он создал скульптуру «Мученичество св. Лаврентия». Увидев эту скульптуру, кардинал Сципион Боргезе решил сделать Джованни своим личным скульптором. Он попросил его построить виллу, где кардинал собирался жить. Папа Григорий XV посвятил его в рыцари, а папа Урбан VIII сделал его своим другом. Существует такая легенда, что когда кардинал Барберини стал Урбаном VIII, он позвал к себе Бернини и сказал:"Тебе посчастливилось жить во время папы Барберини, но еще большее счастье, что рыцарь Бернини живет во времена понтифика". Он разрешил приходить Бернини в свою резиденцию без предупреждения. Они много разговаривали. Бернини занимался также рисованием и драматургией. В 1624 году Бернини был избран для строительства купола церкви святого Петра]. Тогда за это задание боролся и другой архитектор — Борромини, который на тот момент был более квалифицированным мастером. Борромини был очень обижен на Бернини, в том числе и на его высокомерное поведение. Борромини был вынужден помогать Бернини в строительстве, но все заслуги были причислены Бернини. Эту обиду Борромини так и не простил Бернини.Джованни вел совместную жизнь с замужней женщиной Констанцией. Однажды до него дошли слухи, что Констанция изменяет ему с его младшим братом Луиджи, тоже скульптором и математиком. Джованни решил проверить эти слухи и в один день сказал, что уедет через день и в городе его не будет. Вместо этого на следующее утро он подошел к своему дому. Там он и застал Луиджи с Констанцией. Луиджи убежал, но Джованни догнал его и стал избивать. Он схватил металлический прут и ударил им Луиджи, сломав ему два ребра. Их мать успела позвать гвардейцев, которые расцепили дерущихся.Но как выяснялось, Джованни заранее послал в свой дом слугу, которому дал задание изуродовать Констанцию. Пока Джованни и Луиджи дрались, слуга исполосовал лицо спящей Констанции.Бернини был обвинен в нанесении тяжких телесных повреждений и покушении на убийство. Урбан VIII уладил дело и приговорил Джованни к штрафу, а также заставил его жениться на Катерине Тезио, дочери римского адвоката. Луиджи Бернини за участие в драке был выслан в Болонию, а слуга и Констанция (которую обвинили в прелюбодеянии) были отправлены в тюрьму. Констанция некоторое время просидела в тюрьме и вышла благодаря своему мужу. Луиджи вскоре вернулся в Рим, но был вновь выслан за попытку изнасилования.В это время Бернини получил новый заказ. Ему было заказано установить две колокольни на церковь Святого Петра. Сперва была идея создать маленькие колокольни, но неопытный Бернини решил сделать башни побольше. Церковь стояла на болотистой почве, и это было очень рискованно. У Бернини не было честных и опытных помощников. Единственным, кто разбирался в подобных постройках, был Борромини, но их отношения были слишком плохими.В июле 1641 года он представил свою первую башню. Через два месяца появились трещины. Бернини сильно переживал и перестал есть. Трещины увеличивались. В 1644 году умер последний защитник Бернини — Урбан VIII. Новый папа, Иннокентий X, выбрал себе в фавориты Борромини. Было проведено расследование причин ошибки Бернини. Борромини представил все улики против Бернини. 23 февраля 1646 года в Ватикане была собрана комиссия, которая должна была решить судьбу башен Бернини. Папа принял решение уничтожить башни.Уничтожение заняло 11 месяцев. Видя это, Бернини тяжело переживал. Он стал получать заказы от низких слоев общества. Шанс восстановить доброе имя ему дал знатный кардинал Карнало, который заказал ему скульптуру Святой Терезы. Бернини создает «Экстаз святой Терезы». Работа понравилась кардиналу. Интерес к Бернини вновь вырос. Иннокентий X стал дружить с ним. Бернини стал примерным христианином и всю жизнь прожил спокойно.(Википедия)

Адрес: piazza Navona

 

 

 

Фонтан Мавра (Fontana del Moro).


 


Фонтан Мавра работы  Бернини (1654 г), скульптура Мавра выполнена Джован Антонио Мари по модели Бернини, тритоны, которых мы видим сегодня, копии (оригинальные находятся на вилле Боргезе). 

Адрес: piazza Navona

Фонтан Нептуна (Fontana del Nettuno).


Этот фонтан строился в течение почти ста лет, так как стремились, чтобы он соответствовал стилистики площади. В его возведению участвовали такие мастера, как Делла Порта, Бернини и Бита, создавший статую Нептуна в 1878 г. 

Адрес: piazza Navona

 

Фонтан Наяд (Fontana delle Naiadi).


Фонтан Наяд был установлен в 1870 году по приказу папы Пия IX, находился он немного дальше, чем сейчас. На свое современное место фонтан переехал в 1885 году, когда проводились работы по устройству via Nazionale и piazza Esedra, тогда была разбита площадь Республики (piazza della Repubblica), в центр которой перенесли фонтан Наяд. В 1901 году фонтан был украшен нимфами работы Марио Рутелли. 


Адрес: piazza della Repubblica

 

Фонтан Аква Паоло (Fontana dell'Acqua Paola).

 

Фонтан Аква Паоло работы Джованни Фонтана и Фламинио Понцо был открыт в 1612 году, он снабжается водой из античного акведука Траяна. Свое имя получил в честь папы Павла V Боргезе, который отреставрировал его

Фонтан выполнен из белого мрамора и гранита, он представляет собой три великолепных арки и две ниши. Огромная чаша на земле была добавлена в 1690 году Карлом Фонтана. 



Вода падает в чашу с такой силой, что кажется, пробьет мрамор и выльется наружу. 

По поводу этого фонтана даже был выпущен пасквиль: «О, святой отец, чудо с Вашей водой, которую Вы так любите, свершилось, но чудо было бы более радостным, если бы вместо воды текло вино!»

Адрес: Via Garibaldi

 

Фонтан Тритона (Fontana di Tritono)


Фонтан Тритона является символом Рима и одним из самых характерных фонтанов. Фонтан Тритон – шедевр Бернини (1642 г.). Тритон, в окружении дельфинов, дует в огромную раковину, из которой вытекает вода в низкую чашу. 

Адрес: piazza Bernini


Фонтаны на площади Святого Петра (Fontane di piazza San Pietro)

На площади Святого Петра находится три фонтана. 

Первый фонтан работы Альберто да Пьяченца, которому возможно помогал Браманте был возведен по указу папы Иннокентия VIII. В 1614 году папа Павел V решил перестроить этот фонтан и пригласил для этой работы Карло Мадерно. 



После того, как на площади Святого Петра была возведена колоннада, Бернини добавил второй фонтан, построенный по модели фонтана Мадерно, единственные изменения которые сделал Бернини – опустил и расширил чашу фонтана. 

Также на площади находится небольшой фонтанчик, появившийся здесь в 1852 году.

Адрес: piazza San Pietro


Фонтан Кораблик (Fontana della Navicella).


 

Фонтан находится перед церковью Санта-Мария-ин-Домника на Целии. На основании находится мраморная модель римской галеры. Работа архитектора Сансовино (1518).

Адрес: Via della Navicella


Фонтан у Пантеона (Fontana del Pantheon).



Фонтан у Пантеона был возведен Джакомо делла Порта и скульптором Леонардо Сормани, который начинал работать надо фонтаном в 1515 году, а позже присоединился Джакомо делла Порта. Фонтан украшен большими масками, дельфинами и гербами. 

Адрес: Piazza della Rotonda

Джакомо делла Порта (итал. Giacomo della Porta, 1532, Порлецца — 1602, Рим) — итальянский архитектор и скульптор, один из наиболее значительных представителей маньеризма. Жил и работал преимущественно в Риме.Ключевые постройки: возведение спроектированного Микеланджело купола собора святого Петра в Риме, фасад церкви Иль Джезу, церковь Санта-Мария-деи-Монти, вилла Альдобрандини во Фраскати и др.О жизни Джакомо делла Порта известно немногое. Разногласия существуют даже относительно даты и места его рождения. Отчасти это связано с путаницей, возникшей ещё среди современников автора, из-за существования другого архитектора Джован Джакомо делла Порта, происходившего из Милана и упомянутого в жизнеописаниях Вазари.Известно, что Джакомо делла Порта родился на севере Италии в городке Порлецца, учился у Микеланджело и Виньолы, строил преимущественно в Риме.После смерти Микеланжело (1564), работая совместно с Виньолой на строительстве собора св. Петра в Риме завершил возведение главного купола, внеся некоторые изменения в проект Микеланжело (Джакомо делла Порта возвысил наружную конструкцию, сделав её более эллипсовидной, что окончательно определило общий силует собора).В 1575 году Джакомо делла Порта завершил по проекту Виньолы церковь Иль-Джезу и создал её фасад, послуживший образцом для многих барочных церквей по всему миру. До 1590-х гг. участвовал в начатом Микеланджело строительстве ансамбля площади Капитолия, включая возведение нового Дворца консерваторов.Самостоятельно мастер построил многие светские и церковные постройки, несколько римских фонтанов, здание университета Сапиенца в Риме, а также виллу Альдобрандини во Фраскати и капеллу в римской базилике Санта-Мария-сопра-Минерва, работу над которыми прервала его смерть в 1602 году.

Продолжение следует….